Ювелирное искусство в исконно русских традициях

2 ноября 2011 г.

Недавно побывала на выставке «Ювелирное искусство России — традиции и современность». Не смогла удержаться, чтобы не поделиться с вами впечатлениями. К огромному сожалению, она проходила всего два дня, а так бы с переполняющим чувством счастья написала вам: «Торопитесь увидеть это НЕЧТО, всем рекомендую».

Эмоции мои в двух словах не передать. Волнительные ощущения, которые накрывают с головой, как океаническая волна. А за ними мурашки где-то внутри, сменяющиеся чувством безграничного восторга. И в свете ламп: Шедевры, Шедевры…Они впитали в себя историю, они стали ее частью, в них безграничная энергетика и любовь.

Бесподобны были все без исключения экспонаты. Уже в первые минуты посещения выставки я присмотрела себе кое-что из посуды - не задумываясь, купила БЫ их себе в дом )). Но особенно впечатлили работы в исконно русском стиле. О, если бы вы только видели, эти великолепные украшения, предметы интерьера, посуду, выполненные с использованием древнерусских техник ювелирного искусства. Уверена, что каждая девушка и женщина сразу же влюбилась бы в эти очаровательные изделия с красочными рисунками эмали в гармоничном союзе с изящными нитями золота.

Чтобы вы яснее поняли, о каких изделиях я вам рассказываю, и тоже прониклись истинным духом русского ювелирного искусства, хочу рассказать вам о двух старейших техниках, в которых они были выполнены : скани (филиграни) и финифти.

Скань — или филигрань, как ее еще называют, — это одна из древнейших техник ювелирного мастерства, которая используется для изготовления изделий из золота, серебра или платины. Если вы не припоминаете, что когда-нибудь слышали о ней, то я уверена, что точно видели. Вы только вспомните эти невероятной красоты ювелирные украшения или сувениры, которые как будто сплетены, свиты из невероятного количества тоненьких ниточек металла, с завитушками и шариками. Утонченные, легкие, чарующие.

С древнеславянского языка «скать» — значит свивать, что находит отражение не только в особенности используемой нити (она скрученная, свитая), но и в самом готовом изделии. Второе же слово «филигрань» берет свое начало в латинском языке: «филюм» — нить, «гранум» — зерно и раскрывает составляющие элементы этой техники. Шарики — «зернь» — дополняют узор, созданный из тонкой скрученной нити, придают изделию особенную нарядность.

Как сейчас помню, у моей бабушки был целый комплект украшений, выполненный сканью. Частенько выклянчивала у нее брошь или сережки, чтобы попытаться воспроизвести невообразимый рисунок на бумаге — так мне нравились красивые завитульки. Не один карандаш остался обломанным в той красоте! Эх, знала бы я тогда, что именно с рисунка начинается процесс воплощения сканного изделия, может, и жизнь сложилась бы иначе.

А пока я мечтаю, художники прорисовывают в узоре каждую линию, каждую деталь. Именно по этим высокоточным эскизам мастера-ювелиры начинают набор скани: на каждый прорисованный лепесток они накладывают сверху такой же из драгоценной нити.

Для ее изготовления обычно используются чистое золото или серебро. Вот где оно используется! Они, как вы уже знаете, более пластичны, а значит лучше подходят для волочения, сучения (скручивания) и набора узора. Иногда все-таки, по экономическим причинам, используется золото 958 пробы и серебро 916. Сплавы используют только для изготовления шариков.

Кстати, в выставочных изделиях я заметила не только скрученную нить, но и гладкую круглую. Специалист подтвердил, она тоже используется, чтобы разнообразить рисунок. Когда готовы все детали рисунка — овалы, палочки, колечки и т.д. — их собирают и крепят на клей.

Клей то, конечно, хорошо, а как же скрепить все эти завитки, чтобы держались без бумаги? Для ювелиров это просто: изделие посыпается припоем – смесью опилок подходящего драгоценного металла, смешанной с бурой. Затем мастер производит пайку детали изделия открытым пламенем из горелки. Припой плавится и склеивает все самые маленькие ее части, а бумага просто сгорает. Это не единственный способ крепления, есть и другие, но о них я как-нибудь в другой раз вам расскажу.

После того, как изделие было спаяно и проверено, его отправляют на отбеливание в пятипроцентный раствор серной кислоты. Самое важное в этом процессе — удаление всех даже самых маленьких частичек буры, т.к. она мешает последующему золочению или серебрению изделия, и придание блеска изделию.

И вот долгожданный момент: украшение готово. Но и это не все! Теперь мастера его шлифуют, чтобы убрать неровности и придать металлу еще большую яркость. Последний осмотр ювелира — и шедевр готов отправиться на поиски своего обладателя.

Безусловно, каждый этап процесса филигранной работы содержит в себе очень много интереснейших нюансов и специфичностей, но сегодня я хотела рассказать вам только об основных, особенно ярко характеризующих эту древнейшую ювелирную технику.

Кстати говоря, чтобы оживить сувенир, посуду или украшение скань дополняется красочным рисунком эмали. Поверьте мне, такие изделия смотрятся особенно интересно и надолго остаются в памяти. Блеск, яркость и цветные переливы эмали, на мой взгляд, это прямая конкуренция даже самым искусным драгоценным камням.

Мне же, помимо всего, особенно приятно и то, что такие бесподобные произведения ювелирного искусства создаются только в России и ни в каком другом уголке планеты.

В следующий раз вас ждет увлекательный рассказ еще об одной старейшей искусной технике — русской ювелирной финифти или, как ее называют теперь, — эмали. Приготовьтесь, будет интересно!