Шик без разврата на ценнике

31 октября 2011 г.

Помните эту шутку, мол, сделать женщину счастливой легко — только дорого? Так вот, это не правда. Слава богу, теперь можно обрести украшенческое счастье не за все деньги с кошельком и даже не за половину. Художественной ценности и аллегорического веса в мире стиля это счастье, тем не менее, не потеряет.

Мне очень нравится эта фразочка, которой частенько кидаются дамочки с профессией продавец: «выглядит очень дорого». Хотя с недавних пор, заходя в ювелирные магазины или на выставки, я все чаще слышу эти же слова в собственной голове. Честное слово, творения современных ювелиров-бижутеристов потрясают воображение. Я считаю, это здорово, когда мастера могут не стесняться в фантазиях и воплощать все ее буйства: бижутерные сплавы, кристаллы и стразы стали так хороши, что и бижутерия стала прочной, дорогой, умопомрачительной и шикарной. Аминь.

Сначала запущу руки в историю, покуда влезут. Так как бижутерия уверенными темпами завоевывает сердца дам во всем мире, к этой теме я буду возвращаться регулярно и с удовольствием, поэтому тут начну с общего. Откуда, собственно, «есть пошла».

Для приличия обозначу дремучее. Во всех музеях мира хранятся украшения из недрагоценных камней и металлов, датированные далеким прошлым. В Каирском музее, например, есть статуэтка Нофрет, украшенная ожерельем из цветных камней — я их даже видела, — красавцы. Хотя сделали их примерно в 2700-2500 году до нашей эры, когда не было высоких технологий, мудреных станков и понятия «бижутерия». А еще при раскопках гробницы царя шумеров Мескаламдуга, жившего тоже примерно в 2500-х годах до нашей эры, были найдены бусы и подвески из цветных недрагоценных камней. Короче, ничто человеческое древним было не чуждо.

Даже в Греции и Риме найдено много украшений с имитацией драгоценных камней — но эти находки уже не так впечатляют возрастом, как ранее описанные.Я просто хотела отметить, что на стразах в античных ювелирных изделиях всегда присутствуют царапины и потертости, ибо стекло, в отличие от бриллиантов, боится времени просто до смерти!

Позже, в эпоху Возрождения, бижутерия была тесно связана с ремеслом подделки ювелирных украшений: кто-то тешил свое самолюбие, а кто-то неплохо зарабатывал, хотя и с риском для свободы. Впрочем, была у бижутерии и почетная роль: зачастую знать заказывала копии своих сокровищ. Подлинники хранились в тайнике и были гарантом стабильного финансового положения хозяина в обществе, а заменители блистали в ушах, на пальцах и шеях.

В XVIII веке произошел прорыв. Ювелир Жорж Фредерик Страсс научился подделывать бриллианты. И заметьте, автор кристаллов, которые потом прозвали «стразами», считался мошенником и мистификатором, но в историю все-таки вошел. Его же детище — хрусталь бриллиантовой огранки — довольно скоро стал модным и без липового ярлыка «бриллиант»: стразами украшали пряжки башмаков, пуговицы и платья.

И вот я, наконец, добралась до сути. Хочу рассказать вам про стразы.

Они очень похожи на драгоценные камни по цвету и игре света, однако лишены прочности. В большинстве случаев стразы значительно мягче драгоценных камней, и в старину их легко выявляли при помощи напильника. Сейчас есть менее радикальный способ отличить страз от драгоценного камня, и имя ему — микроскоп.

Если не брать мудреные свидетельства, на которые обратит внимание только специалист, то все не так уж сложно. Практически в любом стекле присутствуют пузырьки, обычно большего размера, чем те, что встречаются в искусственных рубинах и сапфирах. Некоторые умельцы даже специально вводят пузырьки в подделку, создавая иллюзию присутствия дефектов, характерных для изумрудов или турмалинов. К тому же, в стразах часто можно заметить цветовые воронки, спирали — как будто внутри камня находится клей.

Да, а есть еще композитные камни. И вот это — засада, потому что здесь уже не так просто отличить стекляшку от сокровища. Старатели, которые специализируются на композитных камнях, делают верхнюю часть кристалла из твердого драгоценного камня и аккуратненько приклеивают такую крышу к нижней части из цветного стекла. Такие «дублеты» были особенно популярны между 1850-ми годами и Первой мировой войной. Чаще всего они встречались в 9-каратных золотых кольцах, в сочетании с бриллиантами. Выявить такого рода жульничество тоже можно — только сложно. Проверка под лупой поможет обнаружить линию соединения двух материалов, а если посмотреть на камень сбоку, станет заметно, что на просвет верх его отличается по цвету. Поэтому недобросовестные ювелиры старались линию склеивания спрятать за оправой камешка.

В общем, мораль сей басни. Покупайте украшения вашей мечты — и пусть лучше это будет качественная бижутерия, чем качественная подделка. Ну, а если вы можете себе позволить изумрудные серьги с камешками на пол шеи, как у Анджелины Джоли, то не покупайте такие сокровища у любезного, но непроверенного продавца, который продаст вам их вчетверо дешевле, чем в бутике. Чудесам в ювелирном мире часто есть простое объяснение.